Поиск Яндекса научился опровергать мифы о коронавирусе

Антропологи составили список фейков и слухов о ковиде. Которые распространялись с самого начала пандемии. Измерили изменение популярности и передали список аналитикам Яндекс.Кью. Они посмотрели в поиске Яндекса. Какие слухи люди чаще всего пытаются проверить. Какие мифы и представления о здоровье самые устойчивые. А какие люди репостят, но им. Скорее, не верят.

Затем список всех слухов о ковиде и поисковые запросы по ним были переданы сообществу в Кью «Альянс русскоязычных фактчекеров». Независимые фактчекеры подготовили разбор слухов. А Яндекс научился проверять эти факты в Поиске — теперь. Если пользователь вводит запрос. Явно содержащий миф. То сразу видит опровержение.


В целом, исследователи собрали 244 фейка. Связанных с коронавирусом. С января 2020 года сюжеты из этого корпуса воспроизводились в соцсетях более 6 млн раз. Это только верхушка айсберга: активнее всего фейки распространяются в личном общении. Например в рассылках в мессенджерах.

Самая популярная тема фейков и слухов — это вред вакцин (например. Представление о том. Что прививка может привести к бесплодию). Ей посвящено около 39 % всех зафиксированных постов и репостов. На втором месте — псевдомедицинские слухи (от коронавируса помогают имбирь. Водочные ингаляции и так далее). Они встречаются в 23 % постов о фейках.

Самый популярный в соцсетях фейк за весь период – это история про несуществующего русского врача Юру. Который якобы работал в Ухани и близко знает и сам коронавирус. И способы борьбы с ним.

Есть еще несколько очень популярных историй про россиян. Которые сообщают что-то из-за рубежа: например. «письмо Полины» из Италии и обращение доктора Колосова. Который тоже говорил. Что работает в Италии. Кажется, «свой человек за границей» пользуется у россиян особым авторитетом.

Если в соцсетях самый популярный фейк – история про Юру из Ухани. То по числу запросов в поиске Яндекса побеждают слухи о том. Что «Арбидол» и азитромицин эффективны против коронавируса.

Некоторые фейки оказались особенно популярны в отдельных городах. Например, в Казани. Где действовал жесткий масочный режим. Пользователи Яндекса чаще. Чем в среднем по большим городам. Интересовались фейком о наночервях. Которые живут в масках. В Сочи был повышенный интерес к фейку о том. Что коронавирус как-то связан с якобы живущей в море бактерией Синтией. В Восточной Сибири и на Дальнем Востоке был распространён фейк о китайцах. Которые с помощью «белого порошка» заражают людей коронавирусом.

Самые живучие фейки связаны с вакцинацией, интерес к ним сохраняется практически с начала распространения коронавируса в России. Для остальных фейков характерны резкие взлеты и падения: например. Интерес к народным средствам и псевдомедицинским советам был высок только прямо перед и во время первой и второй волн коронавируса.

Похоже, что популярность фейков о вреде прививок от коронавируса связана с тем. Что они упали на хорошо разработанную почву: разнообразные представления о вреде разных прививок существуют в России очень давно – в контексте коронавируса они просто актуализировались и немного поменяли содержание.

Фейки, достоверность которых пользователи Яндекса проверяли чаще всего. Связаны с насущными вопросами: не опасно ли получать посылки из Китая? могут ли уволить за отказ от вакцинации? правда ли. Что прививки вызывают бесплодие и другие страшные болезни? – и так далее.

Фейки, которые проверяли чаще всего

Топ-10 фейков по доле запросов. Содержащих конструкции вроде правда или фейк, правда ли. Да или нет.

  1. Посылки из Китая могут быть опасны
  2. За отказ прививаться уволят
  3. Вакцины вызывают бесплодие и другие болезни
  4. Коронавирус — это обычный грипп
  5. Надо употреблять имбирь
  6. Надо принимать «Арбидол»
  7.  Бананы заражены коронавирусом
  8. Надо пить чесночную воду
  9. Вакцина содержит вредные металлы
  10. Надо дышать парами водки

Отметим, что в конце 2020 года аналитики Яндекса провели исследование самых популярных запросов в Поиске за последнее десятилетие. В прошлом году самыми популярными словами в поиске стали «карантин». «пропуск» и «конституция». 

Читайте так же:

  • HeadHunter протестировал партнерские обогащенные ответы ЯндексаHeadHunter протестировал партнерские обогащенные ответы Яндекса Рекрутинговый сервис HeadHunter первым протестировал партнерские обогащенные ответы. Которые Яндекс недавно предложил рынку.  Как сообщил Александр Сидоров, руководитель направления анализа данных hh.ru. Благодаря эксперименту сервис теперь наилучшим образом помогает пользователям […]
  • Как повысить продажи, не привлекая новых пользователей: продвигаем сайт и возвращаем покупателейКак повысить продажи, не привлекая новых пользователей: продвигаем сайт и возвращаем покупателей Описание 27 апреля в 15:00 пройдет бесплатная онлайн-конференция eLama и Rookeе «Как повысить продажи. Не привлекая новых пользователей: продвигаем сайт и возвращаем покупателей». Никита Кравченко, ведущий специалист по работе с платным трафиком, eLama и Екатерина Хиндикайнен, […]
  • В Google Analytics 4 появятся новые отчеты и функцииВ Google Analytics 4 появятся новые отчеты и функции В Google Analytics 4 появятся новые функции, отчеты. А также небольшие изменения в интерфейсе. Призванные улучшить юзабилити. Компания анонсировал ряд обновлений. Которые должны помочь маркетологам заполнить пробелы по тем пользователям. Которые отказались от отслеживания. И предоставить […]
  • Twitter практически завершил работу над реакциями для постовTwitter практически завершил работу над реакциями для постов Сервис микроблогов Twitter работает над рядом новых функций для своего основного приложения. Об этом сообщил веб-разработчик и независимый исследователь Нима Оуджи (Nima Owji). В конце мая стало известно, что Twitter работает над реакциями для твитов. На тот момент были готовы […]