Почему от грустной музыки грустно, а от весёлой наоборот, весело

Даже немузыкант что-то слышал про термины «мажор» и «минор», которыми обозначают весёлые и грустные мелодии. Но от чего зависит настроение вызванное прослушиванием музыки? Будем разбираться.

Пример разного настроения в одной и той же мелодии

Принцип «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» в нашем случае не подходит. Статья о звуке, но с картинками вместо звука это нонсенс. Хотя многие музыкальные статьи в инете грешат именно таким подходом.

Для прослушивания будем использовате онлайн-секвенсор. В нём можно колесиком мышки менять масштаб пианорола, слева в списке можно выбрать трек, мышкой можно перетаскивать рабочее пространство. Самая главная кнопка это Play в левом верхнем углу.

Вот известная Jingle Bells. Это мажорная мелодия, звучит она так:

Та же самая мелодия, но уже в минорной тональности:

Даже ребёнок может сразу сказать что мелодия одна и та же, но первый вариант весёлый, а второй грустный.

О чём это говорит? Это говорит о том, что эмоциональное восприятие музыки объективно. Оно не зависит от слушателя.

Как человек воспринимает звуки

Мозг животных работает как разностная машина.

Для обезьяны не имеет значения сколько процентов зелёного в цвете банана. А вот выяснить на каком из двух деревьев бананы зеленее, чтоб выбрать на какое лезть — это уже вопрос выживания.

Это касается всех органов чувств, в том числе и слуха. Человек, как и любое животное, легко услышит разницу между двумя звуками.

Обычно музыкальную зависимость между звуками разной высоты объясняют примерно так:

очень интересно, но ничего не понятно.

Более приземлённое объяснение — человек прекрасно слышит составляющие гармоники звука.

… колеблющееся (звучащее) тело вибрирует не только по всей длине, но и всеми частями, что и генерирует дополнительные гармоники, суммирующиеся с основной волной
… порождаемые призвуки более тихие[источник не указан 190 дней], так как помимо частоты колебаний существует ещё и понятие их размаха, амплитуды — громкость

https://ru.wikipedia.org/wiki/Гармоника_(музыка)

Рассмотрим влияние гармоник на примере обычной гитары. Она удобна тем, что струну можно измерить обычной линейкой и проверить расчёты на калькуляторе.

Как видно из картинки, самый крупные (и громкие) куски струны соответствуют определённым порожкам на грифе.

Например 2/3 струны будет соответствовать 7-му порожку. А два звука, один из которых имеет частоту в 2/3 ниже второго будет восприниматься ухом человека «слитно».

Чем больше крупных кусков колеблющегося тела (струны) совпадают в двух звуках, тем более «сходными», «совпадающими», «консонансными» они выглядят для человека.

Видимо, эта связь была закреплена в ходе эволюции т.к. животным жизненно необходимо на слух определять один это источник звука или несколько разных.

Физика теории музыки

Если гриф гитары равномерно разделить порожками, чтобы от каждого порожка можно было взять 2/3, 3/4 и т.д., у нас получится 12 порожков на октаву (т.е. половину струны):

  1. I — тоника — 1/1

  2. II — минорная секунда — 24/25

  3. II — мажорная секунда — 8/9

  4. III — минорная терция — 5/6

  5. III — мажорная терция — 4/5

  6. IV — кварта — 3/4

  7. тритон — 32/45

  8. V — квинта — 2/3

  9. VI — минорная секста — 5/8

  10. VI — мажорная секста — 3/5

  11. VII — минорная септа — 5/9

  12. VII — мажорная септа — 8/15 следующая октава — 1/2

Почему же в половине гитарной струны порожков на грифе 12, а нот в музыке только 7?

Крупные части в 1/2, 1/3 и 1/4 громкие, воспринимаются очень слитно с основной частотой главного, низкого звука.

Смотрим на интервалы 4/5 и 5/6 (т.е. на терцию). Они достаточно большие, а значит громкие и хорошо различимые на слух. Но частоты их звучания близки друг другу.
А значит воздействуют на человека они похоже. Но тот что ниже частотой, минорный («меньший»), делает музыку «грустной», а мажорный («большой»), высокий — весёлой.

Почему?

Тело больших размеров издаёт более низкие звуки (например слон или водопад). А тело меньших размеров издаёт более высокие звуки (мышь или журчание ручейка).

Даже лягушка понимает что всё большое это плохо, оно потенциально опасно. Всё маленькое хорошее, его можно съесть. Мозг соотносит большую и малую терции в мелодии с положительными и отрицательными эмоциями по такому же принципу, это заложено на уровне рефлексов.

То же относится к интервалам в секунду, сексту и септу. Но их гармоники значительно тише основных и могут просто не расцениваться в мелодии как полноценные.

Влияние неосновных звуков на гармонию

Можно рассмотреть второстепенные гармоники на примере интервала «тритон». Он всегда звучит плохо т.к. очень далёк до совпадения с основным тоном. Это куски в 1/45 основного тона, на порядок меньше и тише чем основные.

Вот как звучит Jingle Bells если все квинты заменить на тритоны (в учебниках это называется «локрийский» лад):

мелодия узнаваема, но звучит как-то напряжённо, неестественно.

Итого

Теория музыки основана на физике и анатомии.

Читайте так же:

  • В «М.Видео» и «Эльдорадо» завезли партию PlayStation 5 — как их будут продаватьВ «М.Видео» и «Эльдорадо» завезли партию PlayStation 5 — как их будут продавать Группа «М.Видео — Эльдорадо» сообщила о поступлении новой большой партии игровой консоли Sony PlayStation 5 в Россию. Теперь их будут распределять по новому алгоритму, пишет DTF.Объём поступившей партии консолей по-прежнему ограниченный, особенно учитывая, что […]
  • Способы повышения посещаемости сайтаСпособы повышения посещаемости сайта Вы решили заявить о себе в интернете. Вы знаете, о чем будет Ваш сайт. Но уверены ли Вы том. Что Ваш сайт будет пользоваться успехом? Сможет ли Ваш веб-проект окупить хотя бы затраты на его построение и содержание. Для того чтобы Ваш сайт приносил прибыль. Ваша работа должна состоять из […]
  • Тексты для сайта наполнение сайтаТексты для сайта наполнение сайта Когда мы говорим о подготовке контента для дизайна или редизайна веб-сайта. Клиенты часто сталкиваются с самым сложным вопросом о том. Как и каким образом они могут подготовить контент для Интернета. Какие все материалы должны быть подготовлены. Чтобы мы могли сделать их веб-сайтом или […]
  • Подготовка контента сайтаПодготовка контента сайта   В компании C&C Site Development мы знаем. Что процесс подготовки сайта-это первая задача. Которую необходимо выполнить. Инженерам нужна четкая и правильно подготовленная площадка. Запуск нового проекта на недружественном для проекта участке может разрушить планы. Помешать выдаче […]