Оверклокинг, ты живой?


Он пробовал на прочность этот мир каждый миг,
Мир оказался прочней.

«Машина Времени»

Ежегодно на соревнованиях «Формулы 1», кроме основного кубка, вручается кубок конструкторов — награда лучшей инженерной команде сезона. С самых истоков гонки руководители команд истово борются за конструкторов — примерно с тем же усердием, что и за пилотов: в гонке решает каждый грамм веса кокпита, каждый замысел эргономики, каждый состав используемых сплавов и компонентов. Одним из первых фанатов «детальной прокачки» и одним из самых мощных конструкторов Формулы 1 был Энцо Феррари — он побеждал со своей легендарной Скудерией, побеждал в Альфа Ромео и создал легенду, от которой до сих пор сжимаются души фанатов гонок и скоростных автомобилей. Погружаясь в историю мистера Энцо Феррари, я всегда думаю о том, что он мог бы быть родоначальников оверклокеров как явления. Потому что оверклокинг — это не просто про фан или азарт, это про строгие эксперименты, инженерный талант и стремление сделать мир круче. Но не стал ли оверклокинг уже историей?

Сегодня, в почти-что-день-оверклокера, мы хотим расспросить олдов — как вы там, всё ещё разгоняете или хобби уже ушло в прошлое? И этот разговор не случаен.
29 февраля — день оверклокера. И правда, как это символично — вырвать один производительный день один раз в 4 года и разогнать февраль на 3,57%! Однако этом году с 29 февраля как-то не сложилось, но есть неиллюзорные опасения, что в 2024 уже никто и не вспомнит, что такое оверклокинг. Поэтому сегодня хотим поговорить о том, что же произошло с увлечением нашей молодости (не пугайтесь, я практически бумер).

На Хабре немало статей про историю оверклокинга, про методы разгона, про крутых бенчеров и геймеров, которые начинали и не могли остановиться. Повторяться мы не будем, хотя тема восхитительно плодотворная. Сегодня хочется поговорить о социокультурном аспекте этого явления, о целях и надеждах оверколокеров и о том, что делать с этим всем сегодня.

Дни славы оверклокинга, действительно, уже остались у ИТ-сообщества позади — в процесс устаревания этого хобби слишком охотно включились производители, геймдев и, к слову, редко упоминаемый в этом аспекте мир крипты, который как раз и увлёк часть олдов из оверклокинга — ведь теперь можно было не просто разгонять и убивать железо, но и отлично зарабатывать на мощностях. Кстати, первые разговоры о кончине оверклокинга начались аж в 2009 году и периодически они до сих пор всплывают на профильных форумах и в сообществах. Что логично: любая технология и всё, что с ней связано, имеет достаточно растянутый период затухания.

Так что же двигало и движет оверклокерами?

Началось всё, как обычно, со смекалки: в середине 90-х геймеры начали исхитряться над прокачкой материнских плат, чтобы разогнать свои тормозные домашние лошадки для приличных игр и при этом не разориться на покупку приставки. Действительно, финансовые возможности поклонников компьютерных игр не успевали за скоростью развития геймдева, и потребность в разгоне было просто жизненно необходимой (и только скажите, что это не так! ;)). Это сейчас в продаже есть всё, что душе угодно, а в те времена люди умудрялись ускорить свои компы с помощью простого карандаша с мягким грифелем и суперклея. Об охлаждении и электричестве заботились очень немногие.

Время шло, технологии дешевели и уже в десятые годы 2000-х относительно недорогие процессоры стали с лёгкостью выполнять все те потребительские задачи, которые перед ними стояли. Смысл в разгоне, по сути, стал исчезать, а сам геймдев развернулся вширь и вглубь и стал активно осваивать портативные устройства и мобильные платформы, расширяя аудиторию геймеров и пользуясь тем, что нормальный смартфон обогнал по мощности некоторые домашние ПК.

Но тем не менее мотивация экономии сохранилась: в дело вступило видео. Работать с потоковым видео, обработкой видео (типа Adobe Premiere), видеозахватом и анализом можно только на достойных сборках, которые стоят очень дорого. В процессе разработки использование дорогих комплектующих часто нерентабельно, особенно если разработка экспериментальная, поэтому оверклокинг вошёл в мир высоконагруженной разработки и стал использоваться профессионалами.

Но это не единственная сфера совпадения интересов профессиональных сообществ и оверклокеров. Таланты «разгонщиков» оказались интересны производителям процессоров и особенно конечных устройств: ПК и ноутбуков. Многие производители до сих пор сотрудничают с экстремальными «профессиональными» оверклокерами и обращают внимание на их находки и требования. Кроме этого, практически с самого начала движения оверклокинга появились профильные соревнования, которые возвели хобби в спорт — и там уже встречаются не просто любители эффектных бенчмарков, а настоящие профессионалы с целями и инженерные гении. Не остались в стороне и финансовые трейдеры: даже зная о быстрой смерти такого оборудования, они идут на всё, чтобы получить хотя бы несколько процентов производительности и обойти своих коллег по высокочастотному трейдингу.

Один из крупных гвоздей в судьбу оверклокинга забили сами производители процессоров, создав турбо-режим, поставляя решения с минимальным «свободным» ресурсам, предлагая собственные инструменты для увеличения производительности и установив правила снятия комплектующих с гарантии. К тому же сейчас появилось много качественных, мощных хостингов, которые предлагают любые конфигурации вычислительных мощностей под любые же цели — и конкурировать с ними жалкими процентами производительности, во-первых, странно, а во-вторых, зачастую несопоставимо дорого (надеюсь, никому не нужно рассказывать, что цена разгона это не стоимость железа и человеческих мозгов, но и ещё мощные системы питания, энергетической защиты, эффективного охлаждения, большое пространство и желательно шумоизоляция). Кстати, многие чемпионаты по оверклокингу — это ещё и отличный маркетинг производителей: маркетологи не смогли пройти мимо красивого шоу с блестящими сосудами Дьюара, эффектными жидкими охлаждающими веществами, а иногда даже и классными защитными костюмами. Зрелищные шоу до сих пор привлекают и олдскульных оверклокеров, и киберспортсменов, и молодых айтишников, восхищённых диковинным для сегодняшней отрасли хобби.

Во-первых, это красиво и даже слишком зрелищно
Наконец, изменился профиль потребления и развлечения: теперь гораздо проще удовлетворить свои предпочтения, отдав деньги за хороший ПК без разгона, просматривая сериалы и слушая музыку в облачном сервисе. Больше не нужно биться за плавность смены кадров и сочетать работу ПК и переполненные контентом жёсткие диски.

Так он-таки жив или таки мёртв?

Оверклокинг жив и будет жить, пока это кому-нибудь нужно. А нужно это многим.

  • Обычным любознательным ребятам, которые в процессе оверклокинга изучают устройство компьютера, начинают свой путь в ИТ, общаются с другими энтузиастами и геймерами.
  • Профессиональным разработчикам для моделирования поведения сборок в особых условиях.
  • Маркетологам и коммерсам вендоров и поставщиков оборудования: можно получить интересные результаты бенчмарков. Иногда даже производители заинтересованы показать всем, что именно их девайсы самые-самые, разгоняемые и стабильные, поэтому берите мол у нас. Для этого многие компании-производители идут на хитрость — предоставляют оверклокерам на тест не совсем серийные сэмплы железа, чтобы те поставили рекорд именно на них. Потенциально это обеспечивает более высокие продажи, но в то же время может увеличить количество обращений в сервис — тут у разных вендоров разная политика.
  • Хобби-DIY-гениям, которым важно заниматься оверклокингом ради фана и экспериментов. Например, один мой знакомый, вполне себе успешный айтишник, едва купив сверхновую звезду от Apple, тут же забывает про гарантии и осторожность и устраивает своим новым устройствам какие-то невероятные гонки за крупицами производительности. Потому что может. Его это по-хорошему драйвит.
  • Профессиональным оверклокерам, которые участвуют в крупных соревнованиях. Амбиции и призовые фонды решают.

А что ещё можно «оверклокать»?

Пока оверклокинг уходит в сферу узких интересов ИТ-сообщества, его методы, традиции и особенности, сама его сущность распространяются на другие сферы. Его влияние можно обнаружить в разработке ПО, олимпиадном программировании, биохакинге и прокачке мозга, в системном администрировании и управлении. От оверклокинга мы получили самое ценное понимание: за видимыми границами нормальности всегда находится самое интересное, то, что способно сделать вещи другими. Оверклокеры забросили хобби, но остались совершенно другими людьми в нашей реальности.

Вполне вероятно, что оверклокинг переродится на следующем витке развития ИТ-индустрии. Сегодняшние мы с удивлением будем смотреть на материалы и технологии процессоров и материнских плат будущего и думать, как мы, в своём 2022 году могли не додуматься до такого изящного решения. И первой мыслью будет: а насколько это способно разогнаться? Лишь бы жидкий азот не испарился и энтузиазм не пропал.

P.S.: расскажите в комментариях о своей истории оверклокинга — что и когда разгоняли, зачем, почему бросили или почему продолжаете?

Читайте так же: