NUC на VIA C7? Микрокомпьютер DM&P eBox-4310H и что с ним не так

В наше время субкомпактным компьютером формата Intel NUC (Next Unit of Computing) уже никого не удивить. Кого-то привлекает лаконичный дизайн, кого-то — собственно компактность, а кого-то просто необычность. Но что если и ретрокомпьютер может быть таким? Не ржавое АТ-шное ведро, которое семья уже несколько раз незаметно выносила на помойку, а аккуратный бокс, привинченный к монитору по VESA-стандарту. Фантастика?..

Привет, ты кто?

Не секрет, что поиски компактной и интересной ретроплатформы часто приводят к одному и тому же общему знаменателю, ведь процессоры VIA всегда были ориентированы на минимальное энергопотребление, тепловыделение и глюки. При этом, архитектуру своих CPU команда Centaur Technology, во главе с главным «кентавром», легендарным Гленном Генри, обновляет столь неспешно, что изделия середины 2000х больше похожи на лёгкое переосмысление первых Pentium.

А уж х86 чип с TDP около 1Вт и вовсе уникальное предложение, даже по меркам 2022 года. Так что, осталось понять, на что такая система способна. Если с совместимостью и производительностью у неё всё в порядке, то мы получим идеальный вариант для ностальгических, нетребовательных игр конца 90х и начала 2000х.


Кнопка, индикаторы, разъемы — как у взрослых!

Снаружи коробочка в стильном индустриальном дизайне полностью повторяет более раннее изделие от тайваньской DM&P — eBox-2300 (о нём в другой раз). Ну а изучив девайс чисто юзерским взглядом, вы сделаете вывод, что тут всё банально: три USB, CF-разъем и ещё некая скучная звуковая карта.


Здесь могла быть антенна Wi-Fi!

И вывод будет не совсем правильный. Ведь чипсет здесь относительно современный, и все три порта USB — версии 2.0, ну а звуковой чип от VIA напомнит вам, что именно эта компания когда-то выпустила легендарный Envy24… Шутки шутками, но звук у этой HD-встройки субъективно действительно лучше многих старых AC97 решений.


Сухие спецификации

В центре внимания, вполне заслуженно, процессор VIA Eden (он же C7; название Eden компания использует только для самых экономичных встраиваемых CPU). Переход на 90нм техпроцесс, 400МГц шину и другие нововведения выглядят, как настоящая революция, по сравнению с вялотекущими то ли конвульсиями, то ли попытками отрастить новые ложноножки у более старых представителей. И совершенно логично, что именно ядро Esther получило название C7, отдаляющее его от псевдопроцессоров под Socket-370 (о которых я однажды расскажу).


На бумаге прогресс есть!

Необычно на сегодняшний день выглядит и мобильный чипсет VIA CX700M со встроенным видеоядром, ведущим свою родословную от славных ретрокарточек S3. Его частота равна 200МГц, есть поддержка DirectX 7, а память выделяется из оперативной, до 128МБ. Именно столько я и выдал ей на время тестов, а в качестве носителя выбрал 16-гигабайтную CF-карточку Transcend. Теоретически, сюда можно поставить и 2,5″ ноутбучный жесткий диск, прямо внутрь, но, забегая вперед, пожалуй, только теоретически…


Эх, если бы это была встроенная S3 2000!

Богатый внутренний мир

Разденем коробочку догола и заглянем, наконец, внутрь. С разбором никаких проблем у меня не возникло: четыре винта и давно высохший термоклей. А вот сама плата встречает нас тревожными новостями — весьма недвусмысленная наклейка «586» на чипе биоса спускает нас с 90нм облаков на грешную времен первого Пентиума землю.


CPU, чипсет, RAM и сетевой чип Realtek — аккуратно и компактно

Процессор имеет маркировку Eden 500 / 400+. На кристалле чипсета CX700M красивая гравировка. Здесь же установлена батарея CMOS — тип CR2354. По сравнению с CR2032 её ёмкость примерно в 3 раза больше, хотя, зачем это нужно, если коробочка так легко разбирается?..


Процессор VIA Eden 500МГц

Под батарейкой биоса распологаются чипы памяти. Да, здесь их не два. Собственно, даже и не четыре, но остальные уже на обратной стороне, так что получается как бы такой модуль DDR2, встроенный прямо в материнку. На обратной же стороне, явно с намёком на Пинк Флойд, расположен и аудиочип. А ещё на этой плате есть… разъем вентилятора. Так что если вам не нравятся бесшумные компьютеры, то и на этот нетипичный случай всё предусмотрено.


Двухпиновый разъем вентилятора

На разъеме CompactFlash имеется переключатель Master/Slave. На практике же адаптер CF-IDE здесь вообще не нуждается в настройках, а канал, на котором он висит — вторичный. Потому что первичный это 44-пиновый разъем на обратной стороне платы! Именно в этот узкий отсек, по замыслу DM&P, должен устанавливаться жесткий диск. Правда, хард полной высоты тут не уместится в любом случае, а учитывая, что чипсет поддерживает и Serial ATA, именно такой разъем был бы здесь логичнее, и куда проще было бы найти тонкий диск среди современных SATA-устройств.


Обычный 2.5″ IDE сюда не уместится: подойдут только диски уменьшенной высоты

Установка Windows 98SE на CF прошла без проблем, и даже довольно быстро. Но, к сожалению, именно здесь нас с вами ждет первый облом. Видеодрайвер не работает. Система с ним не загружается. Я пробовал Windows 95, Windows ME, разные настройки BIOS, разные релизы драйверов, но если коротко — ничего не помогло. Диагноз — VIA. С другой стороны, думаю, я первый, кто выяснил опытным путём эту несовместимость — в конце нулевых про серьезное, рабочее применение ОС семейства Win9x речь уже не шла…

Удивительнее, что и Windows 2000 меня не порадовала — Ultra DMA на карточке CompactFlash так и не поднялся, а в некоторых тестах результаты были почти на треть ниже, чем… в XP. Да, в очередной раз мои якобы ретро эксперименты приходится проводить на этой практически актуальной операционке.


Процессор в подробностях, CPU-Z 1.70

Что касается субъективных впечатлений от работы с этим микрокомпом, вас всё время не будет покидать ощущение, что вы зашли как-то невовремя. Ведь несмотря на серьезный апгрейд и красивую, почти подарочную коробку (см. фото в заголовке), это, разумеется, никакой не домашний компьютер для самых маленьких, не х86 приставка к телевизору, а обычный промышленный ПК — касса, терминал оплаты услуг, и все те медлительные автоматы, которыми так полнился наш город 2000х и начала 2010х.

Сдаем анализы!

Уже имея кое-какие результаты Pentium 200 MMX или Селерона 266, мне будет с чем сравнить сегодняшнего претендента. Почему хотя бы не Пентиум-3 500, для совпадения по частоте? Потому что VIA.

Начинаем тесты с катастрофы в WinRar. Ни увеличенный кеш, ни заметно обновленная микроархитектура не помогли VIA C7 опередить Селерон, в котором нет кеша второго уровня; а Селерон 366 вообще просто вдвое быстрее:


WinBench 99, как видите, тоже не впечатлился возможностями Esther, однако, надо понимать, что этот тест ничего не знает про поздние расширения SSE, да и вряд ли затачивался под архитектуру VIA. Ну а после встроенного теста CPU-Z в принципе можно и закругляться: рядом с древним Cyrix III на ядре Samuel становится непонятно, а в процессоре вообще что-то меняли?..


TestCPU, как и WinBench99, тоже програмка из конца 90х, но она сумела найти прирост при работе с памятью. Это и логично, имея на борту 400-мегагерцовую DDR2, и этот результат, кстати, повторяет тест памяти в AIDA.


Даже если перепутать подписи, это почти ни на что не повлияет!

В арифметическом подтесте SiSoft Sandra всё перемешалось. Совершенно разные процессоры и платформы показывают плюс-минус одно и то же, и, хотя впереди всё равно Селерон, здесь новый 500МГц процессор точно быстрее старых, и зачастую даже при разнице в частоте.

Ну а из мультимедийного теста Сандры я даже не знаю, какие выводы делать, у меня столько фантазии нет. Внезапно Селерон по FPU проигрывает, а старые архитектуры всё равно впереди, несмотря на то, что Сандра знает SSE!

Переходим к трехмерным тестам, где себя покажет ещё и встройка от VIA. В 3DMark 2000, так же как и в 2001, результат хоть и хуже систем с GeForce 4 MX, но всё-таки вполне сравним, а для встройки это уже вполне себе результат, тем более что все эти тесты проходят без глюков рендера.


Схожую картинку я получил и в полуигровом тесте DroneZ, однако там уже настораживает абсолютный показатель скорости — это уже не баллы, это реальные 8 FPS… А если вы, как я, попробуете запустить Unreal Tournament в OpenGL, то у вас даже не всё меню отрисуется.

Поиграй со мной! Ну пожалуйста!

Впрочем, удручающие результаты в тестах — далеко не всегда приговор для игр. В конце 90х компании S3 ещё удавалось толкаться на рынке настоящих 3D-ускорителей, так что предвкушаем активнее!


Не Quake RTX, конечно, но вообще-то неплохо!

Quake 1 в OpenGL это красиво, и это очень плавно, уж по сравнению с програмной прорисовкой точно — 23 FPS против 15 FPS в 640х480. В результате, когда уже не ждали, микрокомпьютер показал себя настоящей ретрожелезкой, где, конечно, можно запускать игры в софтверном режиме, но быстро и красиво будет только на ускорителе!


Даже если убрать трафик с дорог, поиграть в Midtown Madness (1999) не получится…

Честно говоря, я не сомневался в успехе запуска этой игры. В своё время она даже как-то шла на AMD K5 моего бывшего одноклассника. Да, там было 4-5 FPS, но уж если не погонять, то насладиться красотами виртуального Чикаго можно было вполне. Почему здесь явно меньше 1 кадра в секунду, я, честно говоря, так и не понял. Ни в каком режиме система эту игру не тянет.


Полетели!

DOVE — космический скроллер с «уникальным» сюжетом, где на Землю напали инопланетяне. Как вам такой оригинальный поворот? Ну, впрочем, рамки жанра надо уважать, да и на самом деле игра от немецкого разработчика действительно неплоха, и выделяется, кстати, отличным трекерным саундтреком, который крайне рекомендуется к прослуживанию любому ретрофанату. При типовом сюжете, здесь что-то около семи уровней, разное оружие, апгрейды, абсолютно укуренный дизайн врагов, и — совсем чуть-чуть тормозов на нашей системе.


Что такое «мрачно и страшно»? — 2 FPS.

Нечто — игра 2002 года по мотивам ремейка 1982 года фильма 1951 года по роману 1938 года. И если вы запутались, то это вы ещё не видели здешнего геймплея, где нужно следить за настроением, доверием и вооружением членов вашей обреченной полярной экспедиции. Да, почти столь же обреченной, как и игра, выдающая 2 кадра в секунду, и что-либо с этим сделать мне не удалось.

Но, кстати, самая большая претензия к игре это даже не тормоза — к ним в своих обзорах я уже привык! И не однообразные коридорные бега на протяжении дюжины уровней меня озадачили на этот раз, а почти 5000 крошечных аудиофайлов в папке sound. Их копирование при установке с быстрого внешнего харда на быструю внутреннюю флешку заняло более двух часов. Выглядит не игрой, а несведенным аудиопроектом. Как будто всерьез тут поработал только звукорежиссер. Почему тогда было не упаковать всё это в один файл, и обращаться к его отдельным элементам каким-нибудь хитрым внутренним механизмом, как это сделано в том же Quake?..


Ночь, дождь, грусть груз

Дальнобойщики-1 здесь идут относительно играбельно (в Direct3D), и качество картинки по сравнению с софтом, конечно, получше. Уже можно говорить о физике машин. О том, что тут фактически два режима — гонки и доставка товара. О том, что тут есть ЗиЛ и Камаз, причем завод ЗиЛ на момент выхода игры ещё был жив и здоров, а модель 4331 выпускалась всего-то 11 лет. Ну как, повеяло ретро?

В своё время игру эту недолюбливали за упрощенный дизайн уровней, слабую графику и геймплей. Но слабый-то он рядом с NFS3, а по сравнению с Big Rigs, прославленную в своё время AVGN, это просто-таки образец заведомо отличной игры про грузовики. Как минимум, здесь можно проиграть. Как максимум, стоп-сигналы выглядят лучше, чем красные точки в Big Rigs. А знаете, что ещё интересно, и о чем забыл нам рассказать в своём видео Джеймс? В авторах Big Rigs — сплошные славянские имена, и не знать про Дальнобойщиков эти треш-девелоперы просто не могли!


А вы готовы пройти игру на Pentium 100 с 16МБ памяти и без 3D-ускорителя?

А ещё занятно, что при казалось бы таких скромных системных требованиях, Дальнобойщики тормозят на всём, что я пробовал — это и разные 200МГц системы, и сегодняшний претендент, и даже мой Pentium II 400 в своё время её не особо весело тащил. Как же так! Зрители постарше только грустно улыбнутся, а для любознательной молодежи поясню — это фишка времен физических носителей. Пишем на коробке с игрой заведомо заниженные требования, и наблюдаем, как игру сметают и владельцы быстрых машин, и те, кто уже лет пять откладывает апгрейд. И попробуй только верни! Сама игра-то работает!


Need for Speed III рендерится без глюков почти на любом железе. Браво, S3 EA!

NFS3 — отличный бенчмарк. Ведь эта DirectX 5 игра с одной стороны отлично подходит разным ретросборкам, а с другой — требует от них максимум возможностей. Поэтому жаль, что счетчик кадров с видеокартой S3 как-то совсем не дружит, ведь тормоза здесь явно есть, а вот сколько их, непонятно.


Контрольная точка ОК, а игра не ОК… (

Halo здесь, в отличие от ноутбучной встройки SiS (а ретроноутбуки для меня отдельная, большая тема!), всё-таки запускается, но это снова чисто формальный запуск с двумя кадрами в секунду. Вот уж где счетчик кадров не пригодится.


Сегодня почти все игры в космосе. Прямо пасхалка от РетроПеКаря!

Samorost — это первая заметная игра от знаменитой теперь уже Amanita Design. Да, это флешевая игра, и в очередной раз я был уверен, что уж её-то система покажет отлично, но нет — тоже тормоза. Благо, это созерцательная, медитативная игра без особой динамики. Видите, как изящно можно сказать, что Flash здесь тоже тормозит?

Досадный сход на финишной прямой

А ещё эта система идеально иллюстрирует парадокс экономного покупателя. В общем случае: или вы переплатили за избыток скорости, или компьютер тормозит. В тесте видео воспроизведения результат крутится около 15 кадров в секунду, при не самом высоком разрешении ролика. Понятно, что смотреть кинокартины в таком дерганном режиме никто не станет. И тем не менее, именно сейчас процессор работает на 100% своих возможностей, никакие ресурсы не простаивают, никакой переплаты за ненужное и избыточное тут точно нет — радуйся, экономный юзер.


Максимально ненаучные расчеты полезности ПК

Проверяя мультимедия-возможности eBox-4310 я попробовал и воспроизведение трекерной музыки с помощью ModPlug Player — и вот здесь, при включении MMX, загрузка процессора уже опускается до нуля даже при 20 дорожках и максимальном качестве. Гол престижа — в свои ворота. Ни на что большее система не годится.

И что теперь?

От очередной мимимишной коробочки в моих руках впечатления, прямо скажем, неоднозначные. С одной стороны тут, наконец-то, есть 3D-ускоритель, но на нём почти нереально играть. Есть USB2.0 и возможность работать в Виндовс ХП, но именно что работать на таком вам точно не захочется. Греется эта система, кстати, даже чуть больше, чем eBox-2300. И в сухом остатке получаем наше любимое ничего, где остается нам только медитировать на это чудо миниатюризации. Под музыку — музыку он ещё тянет.

Если объективно, главная проблема здесь, это конечно, абсолютно негодный процессор. Ведь он проигрывает даже совсем допотопным Samuel. Как это произошло? Предположу, что начиная с архитектуры Nehemiah, когда удлиннился конвеер, весь дизайн процессора был ориентирован на относительно высокие частоты — около гигагерца. А после введения высокоскоростных шин и контроллера памяти оптимальная частота вообще сместилась к 1.5-2ГГц. Это хорошо видно по линейке процессоров C7. Но при занижении частоты что-то пошло не так. Системная шина, по всей видимости, недогружена; от скоростной памяти остались одни задержки. А кеш, хоть и был увеличен, всё равно маловат для таких неоптимальных условий.


Интересно, забанят ли меня за скрин из Википедии, «свободной энциклопедии»?

И, наконец, о цене. В конце 2000х такая коробочка стоила более 300 долларов, и по понятным причинам суперпопулярной не стала. Что-то можно было бы извлечь при успешном запуске Виндовс 98, которая всё-таки легче XP, и была бы куда удобнее для ретро игр, но принципиально это мало что изменило бы. Драйверов звука под DOS, кстати, нет.

Ну а на сегодня всё. Это был длинный тест, потому что мне действительно хотелось найти применение этой коробочке, но, как говорится, не в этот раз!

Отличного всем ретро и до встреч!

Всего вторая публикация на habr! Приветствую критику по делу и по приколу! )

Видеоверсия этого материала:

Читайте так же:

  • Свежая информация о Старшипе и вокруг егоСвежая информация о Старшипе и вокруг его Думаю, что многие, как и я, следят за новостями из «Stabase», как Элон Маск назвал свой ракетно-космический объект, почти поглотивший деревеньку Бока Чико в южном Техасе. Из-за развернувшегося строительства орбитального стартового комплекса со всей полагающейся инфраструктурой испытания […]
  • Криптосистема, построенная с использованием ДНК-криптографии и автомата МилиКриптосистема, построенная с использованием ДНК-криптографии и автомата Мили Криптография — одна из старейших наук, занимающихся изучением методов защиты данных от несанкционированных действий с ними. Криптосистемы можно разделить на два больших класса: симметричные и асимметричные. В симметричных криптосистемах стороны, обменивающиеся информацией, используют […]
  • РСЯ от А до Я: как сделать удобную структуру рекламного аккаунта в Директе Выпускающий редактор SEOnews На прошлой неделе интернет-издание SEOnews и сервис по работе с интернет-рекламой eLama запустили видеокурс «РСЯ от А до Я». За 9 видеоуроков мы научим вас настраивать эффективные кампании в Рекламной сети Яндекса. В первом уроке мы […]
  • Instagram тестирует возможность менять посты местамиInstagram тестирует возможность менять посты местами Instagram тестирует новую опцию, которая позволит пользователям менять посты местами, нарушая их хронологическую последовательность. Об этом сообщил исследователь приложений Алессандро Палуччи в Twitter. #Instagram is working on the ability to edit the profile grid allowing you to […]