2022 год для мобильного геймдева (и не только): чего ждать и к чему готовиться

2021 год подходит к концу. И сегодня хочется о том, какой фундамент он заложил на год грядущий в разрезе разработки мобильных игр и геймдева в целом — какие тенденции начали прослеживаться уже сейчас, которые наверняка возымеют долгоиграющий эффект на происходящее в индустрии.

О дефиците железа, IDFA и 5G, влиянии пандемии и статистике в цифрах — обо всем этом подробнее под катом.

Тренд №1: игровая индустрия продолжает расти, и мобильный гейминг — ее самый быстрорастущий сегмент

Первое и самое важное: прогноз, что после острого начала пандемии рост индустрии резко сбавит обороты, не оправдался. Никакого глобального падения рынка не случилось.

Источник: https://www.marketwatch.com/story/videogames-are-a-bigger-industry-than-sports-and-movies-combined-thanks-to-the-pandemic-11608654990?fbclid=IwAR1A8EQIRgE1FYzl7ZLLpQ0H6nzHFEFX22r_nTrCXeMcyp25dVQJ9Jy6Ous
Источник: https://www.marketwatch.com/story/videogames-are-a-bigger-industry-than-sports-and-movies-combined-thanks-to-the-pandemic-11608654990?fbclid=IwAR1A8EQIRgE1FYzl7ZLLpQ0H6nzHFEFX22r_nTrCXeMcyp25dVQJ9Jy6Ous

Была некоторая просадка в области ПК и консольных игр, но по большей части это можно связать с нехваткой деталей для производства новой техники. Что же касается мобильных игр, за 2021 год они принесли порядка $93 млрд — больше трети общего дохода игрового рынка. К 2023 году ожидается, что эта цифра преодолеет рубеж $100 млрд с общим среднегодовым темпом роста более 18%. 

Источник: https://www.gamesindustry.biz/articles/2021-12-21-gamesindustry-biz-presents-the-year-in-numbers-2021
Источник: https://www.gamesindustry.biz/articles/2021-12-21-gamesindustry-biz-presents-the-year-in-numbers-2021

Этот не прекращающийся рост привлекает инвесторов, отчего компаний и проектов становится еще больше, конкуренция растет. При этом продолжается процесс поглощения и объединения студий. Ключевые игроки рынка продолжают скупать новые студии — и это заметно как в ПК-консольном сегменте (та же Embracer Group), так и в мобильном (M&A активность и открытие офисов в других странах Playrix, MyTona и других).

Впрочем, неизвестно, сколько это продлится, и когда маятник качнется в обратную сторону — но пока этого не произошло, занятость в игровой индустрии в ближайшие годы видится весьма перспективным занятием.

Тренд №2: кроссплей и франшизы способствуют укреплению брендов

Безусловно, разработка для нескольких платформ с кроссплеем увеличивает затраты, но в то же время она может открыть двери для значительно большей базы пользователей. Все мы видим, как крупные ПК и консольные разработчики пытаются войти на мобильный рынок: начиная с того же Epic Games с Fortnite и заканчивая Genshin Impact и Pokémon Unite. 

Однако игра, рассчитанная на геймпады и 75-дюймовые мониторы, не даст аналогичных ощущений при запуске на смартфоне. Вот почему студии все чаще создают побочные продукты, используя IP своего основного бренда с консольных или ПК-версий в вариантах, оптимизированных для мобильных устройств, — к таковым относятся Mario Cart Tour и Wild Rift.

Впрочем, не все такие заходы заканчиваются успехом: например, Ubisoft так и не довели до релиза Tom Clancy’s Elite Squad, так что самым заметным их появлением на мобильном рынке стали коллабы с AFK Arena.

Call of Duty — одна из тех самых франшиз, которая успешно перекинулась и на мобильные платформы
Call of Duty — одна из тех самых франшиз, которая успешно перекинулась и на мобильные платформы

К слову о коллабах в целом — их число в последние годы тоже растет. То в той же AFK Arena появится Persona 5, то в Dragon Raja засветится Neon Genesis Evangelion. Естественно, такие события привлекают внимание — порой не только игроков, но и извне — и можно ожидать, что их число будет только увеличиваться. 

Fortnite и PUBG — непревзойденные лидеры всевозможных коллабораций
Fortnite и PUBG — непревзойденные лидеры всевозможных коллабораций

Тренд №3: кризис железа продолжит драматически влиять на индустрию

Об этом немного было упомянуто ранее: новейшие видеокарты и next-gen консоли даже спустя год оказываются неуловимым дефицитным товаром, и это одна из главных проблем, задерживающих новый технологический рывок в графике. Даже если сами разработчики уже готовы выпускать продукты на пике технологических возможностей, проблема в том, что в них банально некому играть.

Динамика цен на новейшие видеокарты NVIDIA в течение 2021 года. Источник: https://www.techspot.com/article/2389-gpu-pricing-2021-update/
Динамика цен на новейшие видеокарты NVIDIA в течение 2021 года. Источник: https://www.techspot.com/article/2389-gpu-pricing-2021-update/

Прогнозы по рынку железа на 2022 сильно разнятся — с большей вероятностью стоит утверждать, что проблема разрешится спустя 1,5-3 года. Тогда-то и стоит ожидать революционных изменений в графике.

Тренд №4: релизы перенесенных игр, наконец, обзаведутся конечными датами

Хотя IT-сфера наименее пострадала от пандемии и массового перехода на удаленку, а то и выиграла от этого, если посмотреть на цифры из тренда №1, но вынужденная перестройка рабочих процессов сыграла свою не слишком позитивную роль. Под давлением новой пандемической реальности рушатся многие производственные цепочки в крупнейших студиях, делающих ААА. Для адаптации требуется время — что же касается некоторых аспектов игровой разработки (таких как мокап и саунд-дизайн), их и вовсе невозможно произвести полностью на дому.

Как итог — в 2022 году нас ждет особенно много новых проектов, которые переносили на протяжении последних двух лет.

Dying Light 2: Stay Human — среди тех игр, выход которых переносился несколько раз, пока не нашел дату релиза в 2022
Dying Light 2: Stay Human — среди тех игр, выход которых переносился несколько раз, пока не нашел дату релиза в 2022

Стоит отметить, что на этом фоне гораздо более гибкими оказались средние и малые студии, которые сумели гораздо быстрее перестроиться и восстановить эффективность и скорость разработки. Не замедлили этим воспользоваться и азиатские компании, выпустившие в этом году множество больших и успешных проектов, а также продолжившие развивать существующие (Genshin Impact, Garena Free Fire, PUBG New State, Arena of Valor и другие).

Тренд №5: IDFA критически влияет на мобильный гейминг, и разработчики ищут способы с ним сосуществовать

Исторически использование IDFA было одним из столпов мобильного маркетинга — но все изменилось, когда Apple объявила о том, то в iOS 14 поменяются правила и система его использования. IDFA (The Identifier for Advertisers) — это уникальный номер, который присваивается каждому девайсу Apple. Раньше разработчики могли использовать его по умолчанию, но теперь пользователи должны давать на это разрешение каждому отдельному приложению. Новые правила начали применяться с весны 2021 года, и уже сейчас заметно, как это осложнило атрибуцию и закупку трафика на iOS, а их долгосрочное влияние на выручку и рост еще предстоит увидеть.

Влияние нововведений касательно IDFA: статистика по странам, какой процент пользователей разрешает отслеживать свой рекламный идентификатор после релиза iOS 14.5. Источник: https://www.consumeracquisition.com/post-idfa-crushing-impact
Влияние нововведений касательно IDFA: статистика по странам, какой процент пользователей разрешает отслеживать свой рекламный идентификатор после релиза iOS 14.5. Источник: https://www.consumeracquisition.com/post-idfa-crushing-impact

Хотя это не первый случай, когда в экосистеме мобильной рекламы произошла серьезная встряска, но эта была особенно значительной, поскольку студии полагаются на ожидаемую эффективность рекламы, чтобы управлять бизнесом и планами роста — теперь же этот процесс стал куда менее предсказуемым.

А пока мобильные разработчики адаптируются к изменениям на iOS, в 2022 году их ждет аналогичная история с Google, которая тоже серьезнее задумалась о конфиденциальности данных пользователей.

Тренд №6: с распространением 5G мобильный гейминг ждут совершенно новые скорости

Хотя сейчас 5G кажется скорее мифом, чем реальностью, и охваченные им области далеки до территории всей Земли, скорее вопрос времени — когда он полноценно придет в жизнь пользователей мобильных девайсов. 

Карта доступности 5G. Источник: https://www.speedtest.net/ookla-5g-map
Карта доступности 5G. Источник: https://www.speedtest.net/ookla-5g-map

Для рынка мобильных игр это означает существенное увеличение скоростей загрузки контента: игроки смогут куда быстрее и проще выкачивать тяжелые клиенты современных игр — особенно ввиду того, что объем встроенной памяти смартфонов тоже растет. Комфортнее станет игра в синхронные PvP-игры, где особенно важны значения пинга и стабильное соединение. Это тоже является существенным стимулом к росту сегмента больших, тяжелых мобильных игр, в частности — кросплатформенных.

Также увеличение скоростей мобильного интернета не может не сказаться положительно на сервисах облачного гейминга — а ввиду указанного выше дефицита железа, который в ближайшее время никуда не уйдет, облачный гейминг будет еще больше расти и казаться более соблазнительной альтернативой для пользователей.


Конечно, это далеко не все. Помимо прочего, нельзя игнорировать повышенный интерес к NFT и метавселенным: хотя отношение к таким феноменам у многих скептическое, и неизвестно, сколько они продержатся на слуху и насколько «выстрелят», эти технологии и подходы показывают, что студии активно ищут новые пути развития. Потенциал тут виден невооруженным глазом: рынок игр с открытой экономикой растет небывалыми темпами, а в гонку включается все больше крупных игроков.

2021 год привнес в будущее немало челленджей, с которыми придется мириться в будущем разработчикам не только в мобильном геймдеве, но и вообще в IT, и наибольший вклад в это вносит, разумеется, сам факт пандемии. Тем не менее, индустрия продолжает расти, несмотря на дефицит железа, кадровый голод и другие неприятности.

Читайте так же:

  • [Перевод] Холодные запуски AWS Lambda — решение проблемы[Перевод] Холодные запуски AWS Lambda — решение проблемы Что такое холодные запуски AWS Lambda?Холодные запуски могут оказаться губительными для производительности AWS Lambda, особенно если вы создаёте клиентоориентированное приложение, которое должно работать в режиме реального времени. Представьте себе, что пользователь отправил приложению […]
  • Примеры контентов сайтаПримеры контентов сайта Один миллиард-это количество сайтов в интернете сегодня. По данным Atlantic, среднестатистический человек посещает примерно 100 отдельных доменов каждый месяц. В 2017 году состояние экономики создателей показало. Что американские потребители читают 207 статей и посещают 398 веб-сайтов […]
  • Журнал fDi Intelligence опубликовал ежегодный рейтинг лучших особых экономических зон мира Global Free Zones of the YearЖурнал fDi Intelligence опубликовал ежегодный рейтинг лучших особых экономических зон мира Global Free Zones of the Year Журнал fDi Intelligence, который входит в группу Financial Times, опубликовал ежегодный рейтинг лучших особых экономических зон мира Global Free Zones of the Year 2021. ОЭЗ «Иннополис» получила награду в номинации «Автоматизированное управление» (Automated Driving). При оценке особых […]
  • Зимний дайджест: практикумы, митап и DemoDayЗимний дайджест: практикумы, митап и DemoDay Всем привет! Мы приготовили дайджест ближайших мероприятий, чтобы все желающие могли подготовиться к ним и зарегистрироваться. В новом году для вас пройдут практикумы по направлениям web, frontend, бизнес- и системный анализ, backend, mobile, автоматизация тестирования – а также […]