15 игр для тех, кто любит логику, алгоритмы и ассемблер

Есть «Super Mario», признанная классика видео игр. Есть «Doom», который запускают на чайниках и тестах на беременность. Есть супер-популярные по статистике twitch.tv игры («League of Legends», «GTA V», «Fortnite», «Apex Legends») которые стримят пятая часть всех стриммеров.

А есть игры, на которые очень мало обзоров, но они супер крутые — игры про алгоритмы. Игры, в которых можно кодить на ретро-компьютере; игры, которые надо взламывать; игры, где можно программировать контроллеры или поведение персонажей; игры, где можно создавать свою игру внутри игры.

Под катом подборка классных игр про алгоритмы за последние 10 лет. Если что-то упустила — буду рада дополнениям.

Еще я создала канал в Telegram: GameDEVils, буду там делиться материалами (про геймдизайн, разработку и историю игр), которые слишком короткие, чтобы положить в статью на Хабре.

Платформы

Проекты, в которых встречаются слова «платформа», «игры» и «программирование», чаще рассчитаны на детей (вроде CodeCombat или Code.org). Я все же решила упомянуть одну платформу, которая рассчитана на взрослую аудиторию.

CodinGame

CodinGame — это компания, которая создала одноименную платформу, на которой можно поиграть. Платформа поддерживает 25 языков программирования. Можно самому в головоломках поковыряться, есть раздел training, можно с друзьями поиграть в multiplayer. На Хабре некоторые даже участвовали в челленджах с этой платформы.

Судя по отзывам, для некоторых поиграться на CodinGame — это вместо перекура на работе. Вот тут уже писали (Поиграл == покодил) про игры, которые для «прокачки скиллов», и упоминали CodinGame. В статье по ссылке еще много подобных игр, так что я больше не буду упоминать «обучающие» программировать игры.

Игры от Zachtronics Industries

Есть ребята, Zachtronics Industries, которые специализируются на играх-головоломках, играх, связанных с программированием и инженерией. За последние 10 лет они выпустили около десятка игр, 7 из них я включаю в подборку, т. к. они больше других связаны с алгоритмами или программированием. Кстати, все «инженерные» игры разработчики предоставляют школам и некоммерческим организациям бесплатно.

SpaceChem (2011)

Это одна из первых игр Zachtronics, игра-головоломка, в которой разработчики попробовали объединить химию, программирование и космических монстров.

Игрок должен создать определенную молекулу, запрограммировав два удаленных манипулятора, которые в игре называются «waldo». Эти уолдо можно запрограммировать с помощью визуального языка программирования.

SpaceChem был первой попыткой разработчиков создать коммерческую игру после ряда бесплатных Flash-игр. Игру перевели на русский язык.

SpaceChem был включен в некоторые академические институты для преподавания концепций, связанных как с химией, так и с программированием.

Трейлер:

Infinifactory (2015)

В этой игре тоже есть производственные линии, как в SpaceChem, но в 3D. По лору игры вас похитили инопланетяне, вы строите для них производственную линию и пытаетесь при этом не умереть. Время от времени вы находите трупики своих предшественников, аудиозаписи с их предсмертными истериками, или видите их оранжевые скафандры в окно иллюминатора. Игра работает на PS4.

Код тут писать не надо, вы строите производственную линию из блоков, которые могут передвигать, поворачивать и объединять объекты, т. е. функции блоков заранее определены. Нужно выстроить блоки в правильном порядке, чтобы выполнить задачу. Игра предлагает задействовать минимальное количество блоков при построении линий и показывает результаты друзей из Steam, кто уже проходил эту игру.

Вот трейлер игры:

TIS-100 (2015)

TIS-100 — это головоломка для программистов. Игроку предлагается написать код на упрощенном ассемблере для выполнения задач на вымышленном виртуальном компьютере 1970-х годов, который был поврежден. У виртуального компьютера 12 узлов, часть из них не работает в начале игры. Игроку нужно переписать код, исправить ошибки и решить головоломку. После каждого этапа игрок может сравнить свои результаты с результатами всех игроков. Игра собирает статистику, сколько строк кода, сколько узлов, сколько тактов игроки использовали при решении головоломки.

Вот на Хабре писали про TIS-100.

Трейлер:

Shenzhen I/O (2016)

По лору игры вы — новичок, приходите в китайскую компанию, набираетесь опыта. Первый экран игры — это рабочий стол сотрудника, где он по электронной почте получает инструкцию и первое задание — создать дизайн электронного устройства. Вы пишите прошивку, прошивка проходит тесты, а после вы получаете письмо, сколько такое устройство будет стоить, сколько девайс жрет электричества и сколько строк кода в вашей прошивке. И время от времени недостаточно пройти нагрузочное тестирование успешно. Чтобы устройство отправилось в производство, его придется оптимизировать. Короче, игра про то, как безопасно, дешево и сердито создать свой Flipper Zero.

Трейлер:

Opus Magnum (2017)

Если SpaceChem была про химию, то это игра про алхимию. В игре есть сюжетная линия, по которой талантливого алхимика принимают на должность главного алхимика в старейший влиятельный род, но она скорее для красоты.

На каждом этапе игроку надо построить систему, которая создает алхимический элемент. Игроку дают какое-то количество реагентов для проведения опыта, карту трансмутаций, которая объясняет, как превратить в золото ртуть, и неограниченное количество манипуляторов, которые влияют на стоимость систем, что создает игрок. Систему надо «запрограммировать» с помощью визуального программирования. По традиции игр Zachtronics, чем меньше шагов, чем меньше элементов в системе и чем меньше кода, тем лучше.

Трейлер:

Exapunks (2018)

Симулятор программиста, c сеттингом вокруг культуры хакерста 1990-х.

Альтернативные 90-е в Сан-Франциско. Вы больны странной болезнью, превращающий части вашего тела в части компьютера. Чтобы получить дозу лекарства и выжить, вам надо заработать $700 в день. Вы выполняете первое легальное задание и получаете аж 10 центов.

Или вы можете начать взламывать банки, университеты, фабрики, писать вирусы. Информацию об этом можно найти в подпольном журнале «Trash world news». По сути вы получаете руководство к игре, ребята даже предусмотрели вариант для тех, кто захочет заморочиться, и напечатать себе бумажную версию этого руководства.

Программирование происходит на подобии ассемблера. Игры нет на русском языке, так что вот самый внятный replay на английском, что я нашла:

Трейлер:

MOLEK-SYNTEZ (2019)

Это головоломка, как Opus Magnum, только действие происходит в будущем, 2092 год, и создаете вы не алхимический философский камень, а реальные органические соединения: бензол, ацетон, соляная кислота. Иногда даже наркотики.

Стилистически игра очень похожа на TIS-100, то же минимальное количество эффектов в игре. На эту игру нет официального перевода, но есть русификатор. По традиции этого производителя, в игре есть лидерборды, чтобы сравнивать, насколько оптимальны решения игроков. Вот тут чувак рассказывает про игру подробно, но на английском. Видимо, русскоязычное сообщество не очень активно играет в MOLEK-SYNTEZ.

Трейлер:

Инди-проекты

4 законченных инди-игры про алгоритмы и визуальное программирование.

Else Heart.Break() (2015)

Игра-песочница, в который вы можете писать код. Прям внутри игры. Написание кода — не основная механика, эту игру можно пройти, плохо разбираясь в программировании и выполняя основные несложные квесты по инструкциям. Но если вы умеете писать код, играть становится в разы интереснее.

У вас есть главный персонаж по имени Себастьян, он переезжает в новый город, где по началу все выглядит как обычная игра бродилка. Можно ходить по мрачному ретро-миру, разговаривать с людьми и выполнять квесты. Но если вы разбираетесь в программировании, то можете менять мир под себя. Почти любые объекты, кроме людей, можно запрограммировать. Программирование в игре происходит на странной смеси Python с чем-то.

Ссылка на Стим:

store.steampowered.com/app/400110/Else_HeartBreak/?l=russian

Вот обзор:

А вот трейлер к игре:

PonyIsland (2016)

Игра про поняшу. Самая жуткая игра про поняшу, что я видела. PonyIsland создал канадский инди-разработчик Дэниел Маллинс.

Игрок оказывается перед экраном сломанного старого игрового автомата, и вынужден играть в бесконечный забагованный раннер. Чтобы выиграть, надо «починить» игру. Очень инди проект, с минимальными графическими средствами. По сюжету игрок получает доступ к псевдо-коду игры, и с помощью визуального программирования (переместиться вниз, зациклить, остановить и т. д.) обходит забагованные фрагменты кода, или получает достижения в игре. И вообще суть игры — спасти свою душу от Дьявола.

Трейлер:

Human Resource Machine (2015)

Игра от Tomorrow Corporation для тех, кто любит алгоритмы. Игрок появляется в качестве сотрудника корпорации, где он должен решать задачи, связанные с перемещением и хранением зеленых коробочек с числами. Игрок постепенно узнает команды, вроде «inbox», «outbox», «copyto», «add» и т. д., чтобы выполнить задачу — по сути, просто перекладывать коробочки с места на место. Игрок проходит около 40 уровней головоломок, каждый уровень — год жизни в офисе.

Трейлер:

7 Billion Humans (2018)

Продолжение предыдущей части, в том же визуальном оформлении, с похожими головоломками. Теперь вы автоматизируете не свои действия, а действия своих подчиненных, которые мечтают о работе. Да, их работа тоже сводится к тому, чтобы перетаскивать зеленые кубики с числами.

Трейлер:

Baba Is You (2019)

Инди проект финского разработчика. У игры какие-то супер отзывы в Steam. Игра требует, чтобы вы манипулировали правилами, чтобы персонаж игрока мог достичь определенной цели. Baba — это вы, точнее вот эта белая клякса-кролик на экране. Но вы можете поменять правила и стать крабом. Или стеной. Не так важно, главное успешно выполнить условие головоломки.

Игра содержит более 200 уровней и получила несколько инди-наград, а некоторые обозреватели игр считают ее одной из лучших видеоигр-головоломок за последние годы. Игра выпущена для ПК, Nintendo Switch и на мобильные устройства.

Трейлер:

Игры-редакторы

Понимание алгоритмов и логики дает преимущество в освоении редакторов, вроде тех, что я упоминаю ниже. Редакторами могут пользоваться даже дети, есть встроенные туториалы. Но взрослому, кто знает программирование, будет проще и быстрее разобраться с инструментами и начать создавать свои игры.

Dreams (2020)

Раньше Media Molecule выпускали игры, со встроенными редакторами, но в этот раз они выпустили редактор, со встроенными играми. Получилась целая гейм-студия, с обучающим руководством, 3D-моделированием, визуальным программированием, аудио-студией. Короче, целая игра по созданию игр. Творческая песочница, где все скрипты создаются с помощью блок-схем.

Трейлер:

Game Builder Garage (2021)

Редактор для игр на Nintendo Switch. Можно создать шутер, головоломку, трехмерный платформер. Игру совсем с нуля сделать не получится, в редакторе представлен конечный ассортимент объектов, но за то визуально игра будет напоминать игры Nintendo.

По версии Nintendo, игра состоит из «Нодонов» — существ, со своими характеристиками, которые можно настроить. Можно разместить на экране героя, наделить его желаемыми параметрами, задать окружение и способы взаимодействия. С помощью Нодонов можно создать вроде аналога логического интерпретатора. В приложение разработчики включили кампанию по обучению на 7 уроков и проверочные чекпоинты.

Трейлер:


Мой канал в Telegram с находками про разработку игр, историю игр и геймдизайн: GameDevils.

Читайте так же:

  • 8-й поток бесплатных курсов фронтенда и бэкенда в школе Metaclass8-й поток бесплатных курсов фронтенда и бэкенда в школе Metaclass Школа Metaclass запускает 8-й поток бесплатных курсов.Все как обычно: фронт + бек. Оба курса стартуют 31-го января.Начинающий React-разработчикНачинающий Backend-разработчик на PythonЗанятия не «для самых маленьких», да и формат непростой: дедлайны, сложные ДЗ-шки, выпускные […]
  • Собираем свой chromium/electron, с блекджеком и поэтессамиСобираем свой chromium/electron, с блекджеком и поэтессами Добрый день. Меня зовут Тимур и я программист.Сегодня я предлагаю посмотреть как можно подрихтовать исходники chromium-а, собрать свой вариант браузера и подтянуть это добро в electron. Эта статья — пробный шар, какая то часть ее позже перекочует в документацию проекта который, я […]
  • Пишем за выходные блокчейн-игру на смарт-контрактах RustПишем за выходные блокчейн-игру на смарт-контрактах Rust Сейчас регулярно выходят анонсы про NFT-metaverse-блокчейн-игры, которые привлекали инвестиции в миллионы долларов по оценке в миллиарды, но при изучении проектов там оказываются либо плашки Coming Soon, либо продажа JPG-картинок на аукционах NFT-токенов, либо централизованные проекты с […]
  • Meta подала десятки патентов по монетизации метавселеннойMeta подала десятки патентов по монетизации метавселенной Meta (ранее Facebook) активно изучает возможности для монетизации метавселенной. На это указывают патенты, недавно полученные компанией, пишет Financial Times. В FT проанализировали сотни заявок на патенты, поданных в Бюро по патентам и товарным знакам США, многие из которых были […]